Телефон +79163180453
E-mail kovalev-home@mail.ru
СТРОИМ ЧАСТНЫЙ ДОМ

Волшебство деревянного зодчества: таинственная Нёнокса

Интереснейшие, как с исторической, так и с архитектурной точки зрения объекты деревянного зодчества нередко расположены в таких местах, куда добраться чрезвычайно сложно. Но настоящих энтузиастов, любителей и ценителей старинной архитектуры никакие преграды остановить не могут. Они объединяются в группа и отправляются в самые отдалённые уголки, а потом привозят из поездки потрясающие рассказы и фотографии. При себе они добытого не держат, а щедро делятся им с другими любителями и ценителями деревянной архитектуры, например, на страницах Factbook, объединяясь для этого в специализированные группы. Одна из таких групп называется "Волшебство Деревянного Зодчества", и найти на её страницах можно информацию о самых разных объектах деревянного зодчества.
По договорённости с администрацией группы мы будем делиться с нашими читателями некоторыми публикациями участников этой группы, и эту серию новую серию статей так и назовём - "Волшебство Деревянного Зодчества". Сегодня мы знакомим наших читателей с материалами, привезёнными из экспедиции в Архангельскую область Екатериной Лелеевой. Мы лишь чут-чуть обработали, точнее, адаптировали этот материал под формат zen.yandex.ru, но при этом полностью сохранили авторский стиль его изложения.
Село Нёнокса находится на востоке Онежского полуострова, в 40 км от Северодвинска, на Летнем берегу Белого моря. К западу от села берёт начало река Нёнокса, протекающая через озеро Нижнее. Недалеко от села в Нёноксу впадает река Верховка. К северо-востоку от Нёноксы находятся посёлок Сопка и ракетный полигон Беломорской военно-морской базы, на котором испытывают баллистические ракеты атомных подводных лодок.
Погост Нёнокса находится в Архангельской области на берегу Белого моря. Если посмотреть на карту, - как же это далеко. Думается, никогда не попасть…. Кроме того, рядом расположен ракетный полигон Беломорской военно-морской базы, из-за чего связь с внешним миром ограничена - это закрытая зона, для въезда в которую нужен пропуск. Но связь с миром всё же есть. Она осуществляется по железной дороге - станция всего в 2 км от Нёноксы.
В июньской экспедиции 2019 г. мы рано утром выехали из Онеги, заезжали в Пурнему, однако наше цель – попасть в Нёноксу. Кажется она уже совсем рядом - осталось каких-то 15-17 км, но дальше наш транспорт просто не проедет. Нужно искать что-то сверхпроходимое.
Холодеющий ветер, дождь … Но вот, из этой холодной мглы на дорогу выезжает нечто таинственное, но обладающее нужной нам проходимостью. Грузимся - кто сверху, кто внутри, и в путь….
Вот, наконец, и цель нашего путешествия! Нёнокса — бывшая вотчина Кирилло-Белозерского, Сийского и Николо-Карельского монастырей, имевших здесь соляные варницы. Впервые Нёнокса упоминается в 1397 г. в Двинской уставной грамоте князя Московского - Василия I Великого. Нёнокса тогда принадлежавшая боярам Борецким из Великого Новгорода, но затем перешла под власть Москвы. Кажется, соль здесь вываривали ещё в XI в., и посад расцветал. В 1613 г. - в смутные времена сюда добрались 1200 «черкас» разграбили храмы, сожгли дома и варницы. В 1615 г. солеварницы Нёноксы передали Кирило-Белозерскому монастырю.
В пожаре, который произошел в Нёноксе 25 июня 1725 г., сгорели сразу три церкви, в том числе возведённая в 1724 г. Пятницкая церковь и построенная в 1707 г. колокольня. Поэтому вскоре начинается новое строительство.
Сегодня храмовый ансамбль XVII века расположен в центре села на огромной площади. В него входят: Троицкая церковь (1724) — единственный в России деревянный пятишатровый храм, Никольская церковь (1763) и Колокольня (1834).
Летняя церковь Живоначальной Троицы с приделами Успенским и Петропавловским строится с 1727 г. бригадой из 6 нёнокских плотников, возглавляемых каргопольским церковным мастером Василием Матвеевичем Корсаковым. Освящение церкви состоялось в 1730 г., естественно в храм перенесли уцелевшую в пожаре утварь, царские врата и иконы (в 1736 г. их подновили).
Архитектура церкви уникальна - это храм «о двадцати стенах» — двухъярусный восьмерик, стоящий один на другом, верхний меньшей ширины. Четыре прируба по сторонам света, восточный - служил алтарём, западный притвором, в двух других находились приделы. Над восьмериком и прирубами возвышается 5 шатров - церковь является единственным дошедшим до наших дней представителем пятишатровых храмов. Интересна конструкция центрального шатра (высотой более 20 м), он не рубленый, как у многих шатров северных церквей, а стропильный. Трапезная была обстроена с трех сторон крытыми галереями, в которые вели три крыльца: центральное — двухвосходное и два по бокам, ведущие в приделы.
В 1819 г. в церкви были установлены резные четырехъярусные иконостасы, охватывавшие восточные стены от солеи до расписного «неба».
В 1869 г. началась перестройка храма. До того, как церковь была обшита тёсом, её украшали кокошники, расположенные на гранях восьмерика. Однако часть декора фасада при обшивке тёсом была уничтожена, но зато прорублены широкие окна. В 1897 г. храм был вновь покрашен, а кровли отремонтированы.
С конца 20-х годов ХХ в. храм использовался в качестве овощехранилища, и окончательно он был закрыт в 60-х годах.
Вновь действовать он начал с 1991 г., но службы велись только в одном приделе храма – в пределе Петра и Павла. В конце 2000-х г. произведена реставрация храма, выполненная методом его полной переборки.
Церковь Николая Чудотворца - образец зимнего поморского храма XVIII века. В бумагах Соловецкого монастыря церковь упоминается уже в 1555 г. При церкви были западная и северная паперти и подклет для хранения соли. Строительство существующего храма завершено к 1762 г. Основной объём церкви срублен восьмериком на четверике и перекрыт стропильным шатром, к нему примыкали крытый бочкой алтарь и трапезная. Шатёр с главкой и бочка алтаря были покрыты лемехом. Церковь отапливалась видимо по-черному, в трапезной видны были закопченные балки и брёвна, проём для дымника.
В 1840-1843 г. церковь изменила свои очертания, был устроен придел Параскевы Пятницы в трапезной, сделан восьмерик с главкой, обозначавший этот придел, а с алтарной бочки главка исчезла. В 1850 г. начаты работы по установке иконостаса, которые завершились в 1862 г. Мастер, помогавший проводить работы – Дмитрий Иванович Сказываев.
В 1884 г. проведен ремонт церкви. В XIX в. она обшита тесом.
С 1940 по 1945 г. в здании были склады - тут хранили соль. В июле 1945 г. было разрешено совершать службу в церкви. С 1994 г. церковь реставрировалась путем полной переборки.
В 1834 г. построена новая колокольня на месте сгоревшей старой. Она выделяется своим завершением, окраской обшитых тёсом фасадов и рисованными архитектурными элементами.
Сейчас весь храмовый ансамбль Нёноксы входит в состав музея «Малые Корелы», но пока не работает, и чтобы попасть внутрь, необходимо связаться с хранительницей ключей. Внутри еще много нужно сделать, складированы старые части иконостаса, под пленкой укрыты фрагменты неба и т.д.
Мученики Флор и Лавр, с житием
Иоанн Богослов в молчании
Николай Чудотворец, с житием в 28 клеймах
Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием
Наиболее ценные иконы Нёноксы находятся в коллекции Эрмитажа: Никола Чудотворец в житии (Новгород, 15 в.), Иоанн Богослов в молчании (17 в.) и Св. Кирилл Белозерский в житии. Все они поступили в музей из Троицкой церкви.
В экспозиции Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске представлены 10 икон из Троицкой и Никольской церквей:
16 в. Воскресение – Сошествие во ад, две иконы Богоматерь Одигитрия, Великомученики Флор и Лавр, священномученик Василий, епископ Севастийский, Иоанн Предтеча с житием, Священномученик Климент Папа Римский с житием.
17 в. Преподобный Зосима и Савватий Соловецкие с житием, Преподобный Антоний Сийский с житием, Преподобный Антоний Сийский,
18 в. – Мученики Флор и Лавр с житием.
В Северодвинском городском краеведческом музее хранится икона Иоанн и Лонгин Яренгские с житием, написанная в 1695 г.
Ну, вот и всё. Грузимся в нашу чудо-машину. Прощай Нёнокса! Нас ждет дорога дальше …