Телефон | +79163180453 |
kovalev-home@mail.ru |
Можно ли свернуть бревно колечком?
(Волшебство деревянного зодчества)
Честно говоря, идея свернуть деревянное бревно колечком ни одному нормальному современному специалисту по деревянному строительству (в смысле, специалисту, который пока ещё в своём уме) даже в голову не придёт. И мы до сих пор были в этом уверены. Но совсем недавно в публикации одного из участников группы «Волшебство деревянного зодчества» на Facebook, с которой у редакции журнала сложились тёплые дружеские отношения, нам попалась фотография старинного деревянного дома, в котором из свёрнутых в кольца брёвен была сложена одна из двух башенок. Что же это за такой волшебный дом и кто умудрился совершить чудо - свернуть бревно в колечко? Давайте обо всем этом по порядку.
Есть в нашей бескрайней стране очень интересный город – Гороховец, являющийся административным центром Гороховецкого района Владимирской области. Расположен он на правом берегу реки Клязьмы в 157 км к востоку от Владимира у границы с Нижегородской областью. Интересен Гороховец, прежде всего, тем, что это один из древнейших городов Владимирской области. Основан он был Андреем Боголюбским в качестве пограничной крепости во времена походов русских войск на Волжскую Булгарию (1168 год) и впервые упомянут в Лаврентьевской летописи, как один из городов, разрушенных татаро-монголами (1239 г.). Затем город-крепость был возрождён из пепла, и в XIV —XV веках входил в состав крепостей, которые назывались не иначе как «Поясом Пресвятой Богородицы». Назывался он в те времена - «град Святой Богородицы Гороховец».
Позднее Гороховец потерял своё оборонное значение и стал второстепенным купеческим городком на Клязьме, но на рубеже 17-18 веков пережил очень короткий торговый расцвет и с 1771 года стал уездным городом Владимирской губернии. Затем он вновь погрузился в спячку, в которой, да не обидятся на нас жители столь славного города, и пребывает до сих пор. Но для памятников архитектуры это оказалось даже хорошо - многие из них благополучно дожили до наших дней: в прямой видимости друг от друга в городе находятся три монастыря, собор, церковь, а также десяток каменных палат и посадских домов. В результате по числу сохранившихся памятников Гороховец занимает, как утверждают некоторые специалисты, одно из главенствующих мест после Москвы, Пскова и ряда других крупных городов. Но в отличие от них, городской пейзаж Гороховца почти не изменился с конца XVII - начала XVIII веков, поэтому можно считать, что аналогов этому славному городу у нас, почитай, и нет.
На въезде в Гороховец, почти на трассе М7 (ул. Московская, 43) и стоит интересующий нас роскошный деревянный теремок, который имеет два названия. Первое, более короткое - «дом Шорина». Второе название - «бывший загородный особняк Шорина». Почему загородный? Потому что Гороховец вдоль М7 – это бывшее село Красное, сейчас влившееся в черту города. Но каким бы не было название, многие считают этот дом важнейшей по значимости достопримечательностью Гороховца, после палат и церквей 17 века.
Построил этот дом промышленник Иван Александрович Шорин для своего сына Михаила Ивановича (подробнее об этом чуть позже). Сам Иван Александрович родился не далеко от Гороховца в семье крестьян-старообрядцев. Начинал рабочим, но потом выдвинулся в котельные мастера и в этом качестве занимался до 1888 постройкой резервуаров-хранилищ в разных городах России. Вместе с ним странствовала и супруга, и все их восемь детей были рождены в разных городах. В 1888 – 1897 годах Шорин работает в «Строительной конторе А. В. Бари» в Москве, специализировавшейся на постройке мостов, резервуаров, нефтяных станций, судов, а также на изготовлении и монтаже строительных конструкций. Здесь он познакомился с В. Г. Шуховым и многими другими известными архитекторами. С 1897 по 1902 год Шорин был начальником мастерских на станции Тихорецкая Владикавказской железной дороги.
Вернувшись с семьей в Гороховец в 1902 г, Иван Александрович выкупил местный судостроительный завод, и то ли прикупил, то ли создал с нуля ещё и котельный завод, объединив оба производства под одно начало. Созданное предприятие производило сухогрузные и нефтеналивные речные баржи. И какие! Так в 1907 году Шоринский завод выпустил крупнейшую в мире (естественно, на тот момент) речную нефтеналивную баржу «Марфа-Посадница»: длина -172 м, ширина - 24 м, высота борта - 3,85 м, грузоподъемность - 9150 т. Позднее заводом было выпущено ещё несколько подобных барж. В 1913-м году для Астраханского рейда в Каспийском море была сооружена баржа-больница длинной в 200 м. Предприятие освоило также выпуск сельхозтехники, котлов и строительных конструкций - именно здесь изготавливались металлические элементы для знаменитой башни инженера Шухова (на Шаболовке в Москве).
Руководил котельно-судостроительным производством один из сыновей Шорина-отца - Михаил Иванович, получивший прекрасное образование (вероятнее всего за рубежом). Вот он-то и жил в интересующем нас доме-теремке, который удивлял и до сих пор продолжает удивлять всех, кто его видит, своим затейливым видом. Здесь он обзавёлся большой семьей (у него было 4 сына), которая прожила в этом доме вместе с ним до 1928 г.
После Октябрьской революции имущество Шориных не было экспроприировано - в 1918 году Шорин-старший добровольно передал завод под контроль рабочих, но вскоре после этого умер (26 марта 1918 года). Его сын Михаил остался работать на заводе управляющим. Правда, после нескольких необоснованных обвинений во «вредительстве» Михаил Иванович принял решение переехать из Гороховца в Москву. Здесь он работал в наркомате судостроения, потом его направляют на судоремонтный завод в г. Сретенске Читинской губернии. В 1938 году Шорина осудили сроком на 15 лет и отправили в лагерь, где он и скончался. В 1957 году за отсутствием состава преступления он был реабилитирован. Где находится могила Михаила Ивановича неизвестно.
Ну, а теперь о самом доме-теремке. Начнём с того, что основная часть здания сохранилась в своём первоначальном виде (дом не единожды реставрировался) – по всей видимости, исчезли только открытая веранда, да были замены ступени и навес над крыльцом. До начала 90-х годов XX в. здании размещалась начальная школа, а сегодня в нём находится «Дом народного творчества и ремесел», открытый для посетителей.
Кто из Шориных построил этот дом? На этот счёт есть две версии. Согласно первой, дом заказал Шорин-отец для сына Михаила. И эта версия выглядит вполне правдоподобной, поскольку одновременно с этим домом Шорин-старший построил в Гороховце ещё несколько домов для себя и своих родственников. Все эти здания сильно отличались от серой и обыденной архитектуры домов Гороховца того периода, но дом на улице Московской был, пожалуй, ещё более необычным, чем все остальные. А на фоне старинных гороховецких палат он вообще смотрелся как пришелец-инопланетянин.
Именно это говорит в пользу второй версии, согласно которой заказчиком дома был сам Шорин-младший, который, как и многие русские промышленники того времени, хотел, чтобы его дом смотрелся необычно и удивлял окружающих своей красотой и великолепием. Да и жениться ему было уже пора, и, значит, надо было думать о том, куда привести молодую супругу.
Кто дом-теремок спроектировал? И тут опять есть несколько версий. Первая из них утверждает, что особняк для Шорина проектировал Ю. Ф. Бруни из Петербурга. Однако в открытых источниках ни разу не упоминается ни один его проект «в дереве», да ещё в стиле модерн. И это заставляет склониться в пользу второй версии, которая говорит, что проект деревянного терема Шорина был взят оттуда же, откуда взялись проекты таких известных строений, как «Терем крестьянина Сазонова» или «Дом купца Бугрова» – из популярных альбомов проектов деревянных домов, выпускавшихся в конце XIX века. Ведь ничто не мешало образованному хозяин что-то в таком проекте «поправить» и приспособить под себя, или нанять для этого специалистов. Есть и третья версия - сказочный терем для былинного витязя, придумали и возвели Гороховецкие плотники. И эта версия также заслуживает внимания. Дело в том, что плотницкое ремесло в Гороховце было чрезвычайно развито, ведь город находился в одном из самых лесных районов Владимирской земли. Поэтому и не удивительно, что плотничество испокон веков было здесь главным занятием мужского населения.
Но кто бы ни был автором проекта, возводили дом однозначно гороховецкие плотники. И желая угодить заказчику, потрудились они на славу, возведя не помпезный особняк, а сказочный терем в духе русских народных сказок.
В этом деревянном одноэтажном тереме, стоящем на высоком кирпичном подклете (в нём размещались хозяйственные помещения) органично сочетается сразу два архитектурных направления - русский (неорусский) стиль и модерн. Дом богато декорирован разнообразными подзорами и карнизами с искусной пропильной и накладной резьбой. При этом ассиметричность здания, разновысотность его объемов и причудливость их завершений нисколько не портят строение, а наоборот создают необычную и весьма живописную композицию. Ведь деревянный модерн – большой шутник: у построенных в этом стиле домов столько нарядных ассиметричных фасадов, сколько и сторон. И фасады «Дома Шорина» тому яркое подтверждение. Это просто пир для глаз!
Тут плавность линий сочетается с множеством резных деталей, в узорах которых использованы в основном цветочные и растительные мотивы. А чего стоят подзоры, воспроизводящие любимую резчиками волнистую бахрому (хляби небесные – символ плодородия) в сочетании с не менее символичными каплями. А работа жестянщиков? Все водосточные трубы увенчаны коронами, выполненными методом просечной резьбы. И впечатление такое, что сохранились они со времен постройки дома – уж больно тонкая работа.
Окна дома имеют нестандартные размеры и форму, что совсем нехарактерно для традиционной русской архитектуры - такая округлость и текучесть больше походит на плавные линии стиля модерн. Но эти «модерновые» фигурные окна нисколько не диссонируют с «русским» обликом дома. Скорее наоборот, эти окна с рамами, изящные переплеты которых напоминают витражи, в сочетании с необычными резными наличниками, несомненно, украшают дом, и являются его, своего рода, изюминкой. При этом сложнейшая расстекловка жилых и чердачных окон создают впечатление, что мезонины, с их фигурной кровлей, являются жилыми помещениями.
Наибольшую, скажем так, «сказочность» облику дому придают две башенки, не похожие друг на друга из-за несколько различного декора, а, главное, подчеркнуто разной формы - одна из них прямоугольная, а другая круглая. Именно круглая башня и привлекла наше внимание, когда мы увидели фотографию «дома Шорина» в интернете.
Вся хитрость состоит в том, что собрана она из цельных гнутых бревен! Как это можно сделать – ум понимать просто отказывается. Согнуть, например, плинтус – это понятно: надо его предварительно вымочить, аккуратно согнуть, зафиксировать в нужном положении, а затем высушить. Но как таким способом согнуть целое бревно? Причём не одно, а ровно столько, чтобы хватило построить башню?
Что тут сказать! Воистину велико было мастерство гороховецких плотников, если им было по силам свернуть бревно в колечко! И при строительстве «Дома Шорина» это мастерство проявилось в полной мере! Но как они это делали, нам, наверное, этого уже не узнать. Скорее всего, знания о том, как выполняется такой плотницкий приём мы потеряли навсегда. А жаль!
На этом вроде бы можно было и закончить наш рассказ, но в «Доме Шорина» есть ещё одно чудо. Дом когда-то отапливался двумя печами, украшенными цветными изразцами с одной стороны и простым белым кафелем – с другой. Как они уцелели до нашего времени, знает только один Господь. Но чудо не в этом. По крайней мере, одна из этих печей до сих пор исправно работает, и ее ни разу не реставрировали. И на свои более чем 110 лет она не выглядит. Кто такие печи создавал – местные мастера или приезжие, о том сведений не сохранилось. Но, несомненно, это были настоящие мастера, пожалуй, равные по силе возводившим дом плотникам. Низкий поклон за это и тем и другим. Поклон мастерам с большой буквы «М».
В публикации использованы фотографии Екатерины Лелеевой